Картинка 1
Картинка 2
Картинка 3

Решение по вопросу "О поэтапном прекращении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации"

« Назад

Решение по вопросу "О поэтапном прекращении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации" 17.06.2013 15:44

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (далее – Комитет), заслушав информацию по вопросу "О поэтапном прекращении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации" отмечает следующее:
Впервые дрифтерный вид промысла тихоокеанских лососей российского происхождения начал осуществляться  японскими рыбаками вдоль побережья Камчатки в конце 20-х годов 20 столетия. Начиная с  1952 года по 1977 год Япония осуществляла крупномасштабный промысла дрифтерными сетями вблизи российских берегов.
Именно в этот период отмечено огромное негативное влияние  широкомасштабного японского дрифтерного промысла на наиболее ценные виды лососевых, в первую очередь  Камчатского полуострова – нерку, чавычу, кету и кижуча, запасы которых были подорваны или полностью уничтожены, в следствии отсутствия возможности прохода производителей на естественные нерестилища.
На полуострове были закрыты 23 рыбокомбината, 25 рыбоконсервных заводов, 18 холодильников, 36 рыбоперерабатывающих береговых баз, 7 моторно-рыболовных станций, несколько рыболовецких колхозов. Безработицы возникла в отдельных  прибрежных районах Камчатки, Сахалина и других регионах Дальнего Востока.
С введением исключительных экономических зон этот промысел, хотя и был вытеснен в открытые районы Тихого океана, за пределы 200-мильной зоны, все равно продолжал оказывать огромное негативное влияние на запасы российских дальневосточных лососей. В этот период более 400 японских рыболовных судов осуществляли дрифтерный промысел лососей российского происхождения в районах открытого моря.
В связи с негативным воздействием пелагических дрифтерных сетей на морские экосистемы Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1991 года была принята Резолюция  46/215, содержащая рекомендации о необходимости введения моратория на широкомасштабный  дрифтерный промысел в открытых водах Мирового океана. В целях реализации этой Резолюции  международным сообществом приняты меры по закрытию дрифтерного промысла в южной и северной частях Тихого океана, с 2002 года он запрещен в Атлантике и Средиземном море, прекращен в Фарерской экономической зоне, а также с 1 января  2008 года - запрещен и в странах ЕС.
Согласно четырехсторонней Конвенции 1992 года  между Россией, США, Канадой и Японией "О сохранении запасов анадромных рыб в северной части Тихого океана" (НПАФК), предусмотрен и осуществлен полный запрет дрифтерного промысла лососей за пределами 200-мильных зон стран происхождения запасов анадромных видов рыб, а в пределах исключительных экономических зон (ИЭЗ) каждая страна-участница соглашения  получала право на собственные решения относительно возможности проведения такого промысла. 
Принятие этой Конвенции способствовало прекращению широкомасштабного японского дрифтерного промысла в открытом море. Однако часть промысловых усилий была перенесена в 200-мильную зону России. Основанием для этого послужило Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 12 мая 1985 года, срок действия которого ограничивалось 3-мя годами с возможностью дальнейшей пролонгации.
Таким образом,  Россия, в отличие от других стран, с 1992 года разрешила на платной основе сроком на три года ведение дрифтерного промысла лососевых видов рыб японским судам в исключительной экономической зоне Российской Федерации, который продолжается до настоящего времени.
Вместе с тем, на восстановление запасов лососевых до настоящего уровня, в том числе и за счет искусственного воспроизводства, понадобились десятки лет.
Японский дрифтерный промысел тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации  преследует, главным образом, цель – получение наибольшей  коммерческой выгоды. В этой связи, он был переориентирован в основном на добычу  валютоемкого вида лососевых - нерки, пользующейся наиболее высоким спросом на зарубежных рынках - в Японии и Корее.
Остальные виды лососевых рыб, за исключением первосортной кеты, имеющие на рынке стоимость существенно ниже, уничтожаются или выбрасывается за борт.
Это подтверждают следующие данные. По видовому составу выделяемых квот тихоокеанских лососей для японского дрифтерного промысла в ИЭЗ России, доля нерки за последние годы в среднем составляет 3 тыс. тонн или 27,3% от выделяемых объемов. По официальным судовым отчетам японских  рыбаков доля нерки в уловах составляет от 30 до 49 %.
Политика Японии направлена на контроль и регулирование рынка нерки, добываемой в российской исключительной экономической зоне. Японские рыбопромышленники, обеспечивая свой рынок камчатской неркой, искусственно занижают цены для российских рыбопромышленников. В результате такой ценовой политики за последние десять лет цены на нерку, импортируемую российскими предпринимателями, упали в 2,5 раза.
Таким образом, японский дрифтерный промысел тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации  заключает в себе следующие угрозы, которые негативно отражаются на продовольственной безопасности и способствуют подрыву экономики прибрежных регионов:
возможность ведения браконьерской, нерегламентированной добычи лососей, в связи с отсутствием надлежащего контроля за промыслом в море (нелегальный вылов и вывоз в Японию нерки существенно превышает официальные объемы вылова);
неизбежный облов смешанных популяций разных видов лососей, что может привести к полному опустошению конкретного нерестилища и не возможности восстановления конкретной популяции лососей;
перехват немалой части лососей у береговых предприятий, деятельность которых основывается на рыболовстве;
прямой ущерб, наносимый биологическому разнообразию морской экосистемы в результате гибели морских птиц и млекопитающих.
В целях ведения российского берегового промысла лососевых видов рыб на устойчивой основе, при сохранении оптимального потенциала их естественного воспроизводства запасов, необходимо прекратить японский дрифтерный промысел тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Начиная с 1992 года отечественный дрифтерный промысел проводился в режиме научно-исследовательского рыболовства, ограниченным количеством судов и квот (в 1992 году - 2 судна, с квотой по 380 тонн на каждое).  К 2008 году уже осуществляли добычу с применением дрифтерных сетей 16 судов, с квотой 800 тонн на каждое судно, а с 2010 года этот вид добычи уже осуществлялся в режиме промышленного рыболовства.
При этом в нарушении законодательства Российской Федерации компаниям, осуществляющим отечественный дрифтерный промысел, созданы явные конкурентные преимущества перед компаниями, осуществляющими береговой промысел лососевых видов рыб.
Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна установлены сроки продолжительности дрифтерного промысла, которые значительно больше, чем для предприятий, осуществляющих добычу лососей с использованием неводов (береговых предприятий). 
Доли квот на добычу тихоокеанских лососей, выделенные для дрифтерного промысла, не пропорциональны установленным общим допустимым  уловам (доля нерки  составляет  6,84 тыс. тонн или 60,0 % из выделяемого общего объема в количестве 11,4 тыс. тонн).
Не пропорционально распределены объемы добычи тихоокеанских лососей, выделенные для дрифтерного промысла, по районам промысла. Наиболее интенсивно осуществляется дрифтерный промысел в Карагинской и Петропавловско-Командорской подзонах, что ведет  к массовому облову всей популяции нерки и кеты (ОДУ нерки предусматривает изъятие от 62 до 73 % от общего объема добычи по этим подзонам, кеты – от 22 до 34%%), заходящей  на нерест в бассейны рек восточного побережья Камчатки.
Кроме того, проверка Счетной палаты Российской Федерации показала, что на судах, осуществляющих дрифтерный промысел, допускаются многочисленные нарушения. В частности, в период проверки выявлено повсеместное расхождение между фактическими объемами вылова лососей по видам и сортности и  данными по этим показателям  в официальных  отчетах.
Необходимо принять меры по перераспределению квот, сроков и районов промысла с целью минимизировать негативное воздействие дрифтерного промысла на популяции наиболее ценных видов лососевых  рыб – нерки и кеты.
С учетом изложенного, Комитет решил:
1.Рекомендовать Правительству Российской Федерации поручить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
1.1. Добиться от подведомственных структур проведения оценки реального воздействия дрифтерного промысла тихоокеанских лососей на окружающую среду и водные биологические ресурсы,  запретив проведение Государственной экологической экспертизы без предоставления данных документов.
1.2. Сократить с 2014 года объемы вылова тихоокеанских лососей в ИЭЗ России с 22,5 тыс. тонн в год до 12 тыс. тонн - среднегодового уровня объемов их вылова дрифтерными судами в период 1992 - 2008 годов.
1.3. Установить с 2014 года распределение  объемов вылова тихоокеанских лососей в ИЭЗ Российской Федерации по видам в соответствии с реальными процентными долями этих видов в популяции тихоокеанских лососей российского происхождения в районах открытого моря  и  уловах береговых предприятий  Дальнего Востока (горбуша - 73,3%, кета - 15,6%, нерка - 9,4%, кижуч - 0,8%, голец - 0,6%, чавыча - 0,2 %).
1.4.В целях исключения условий недобросовестной конкуренции   установить с 2014 года единые  сроки начала и окончания  лососевой путины по промысловым районам и подзонам для береговых предприятий и  компаний, занимающихся  дрифтерным  промыслом тихоокеанских лососей  в ИЭЗ Российской Федерации.
1.5. Снизить пресс крупномасштабного дрифтерного промысла  тихоокеанских лососей в Карагинской и Петропавловско-Командорской подзонах и перенести с 2014 года основной промысел лососей в ИЭЗ в другие промысловые районы и подзоны.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации пересмотреть соглашение с Японией в сфере рыболовства и с 2014 года  прекратить японский дрифтерный промысел тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о прекращении российского дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации с 2020 года.
4.Обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой дать правовую оценку обоснованности   установления  объемов вылова тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации  и увеличения их в два раза с 11 тыс. тонн  – до 22 тыс. тонн в 2008 году.
5.Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации продолжить работу по анализу законодательного регулирования и оценке использования государственных средств на изучение и сохранение тихоокеанских лососей, а также эффективности государственного контроля и охраны.
Председатель Комитета Г.А. ГОРБУНОВ

Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить