Картинка 1
Картинка 2
Картинка 3
Главная \ Законодательство \ Отзыв на заключение Думы

Отзыв на заключение Думы

Отзыв

на заключение Государственно-правового управления Сахалинской областной Думы

от 22 ноября 2012 г. № 609

 

    по ходатайству о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума по вопросам:
 
Согласны ли Вы с запрещением промышленного рыболовства тихоокеанских лососей в реках Сахалинской области?
 
Согласны ли Вы с формированием рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства тихоокеанских лососей на реках Сахалинской области?
 
 Инициативная группа по проведению референдума, ознакомившись с заключением государственно-правового управления Сахалинской областной Думы (далее – ГПУ), не может согласиться с его выводами на основании следующего.
 
По первому вопросу.
 
    Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в статье 26 действительно наделяет полномочиями по ограничению рыболовства федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.
     Вместе с тем, добыча (вылов) анадромных видов рыб регулируются специальной статьей указанного закона № 166-ФЗ – 29.1 "Добыча (вылов) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации". В системе законодательства РФ специальные нормы имеют превалирующее значение перед общими нормами. Полномочия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб указанной статьей переданы комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, которая создается в каждом субъекте РФ, где вылавливаются анадромные виды рыб, в т.ч. в Сахалинской области.
Комиссия уполномочена регулировать объем, сроки места вылова, а также принимать решения по ограничению промысла анадромных видов рыб, к которым относятся и тихоокеанских лососи.
    Таким образом, в соответствии со ст. 29.1 закона № 166-ФЗ полномочия по принятию решений об ограничении добычи (вылова) тихоокеанских лососей принадлежат Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области, возглавляемой губернатором, председателем Правительства Сахалинской области. Иными словами, федеральным законом данные полномочия переданы на областной уровень, что является реализацией положения ст. 72 Конституции РФ о совместном ведении в вопросах владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, включая ВБР.
     Федеральное агентство по рыболовству РФ и Министерство сельского хозяйства РФ не имеют полномочий по принятию решений о добыче (вылове) тихоокеанских лососей на территории Сахалинской области и связанных с этим ограничений \ запрещений.
      Указанные ограничения возможно принять только через внесение изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, либо принятием иного нормативного правового акта. Однако первый вопрос референдума направлен не на принятие нормативных правовых актов, а касается принятия решений при регулировании добычи (вылова) анадромных видов рыб.
 
      Вместе с тем, Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области вопрос промышленного рыболовства в реках Сахалинской области не урегулирован. Каждый год Комиссией принимаются разные решения относительно промысла в реках, в связи с чем, данный вопрос может быть вынесен на областной референдум.
 
По второму вопросу.
 
    Касательно формирования рыбопромысловых участков законодательство РФ ясно и недвусмысленно относит полномочия по формированию РПУ на уровень субъекта РФ.
    Статья 18 закона № 166-ФЗ устанавливает, что перечень рыбопромысловых участков утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
    В соответствии с "Порядком определения границ рыбопромысловых участков", утвержденным приказом Росрыболовства от 22.04.2009 N 338, для определения границ рыбопромысловых участков орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может создавать комиссию. Состав и порядок деятельности указанной комиссии определяется соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
      Таким образом, субъект РФ – в данном случае Сахалинская область – имеет полномочия самостоятельно определять в каких границах и на каких водных объектах создавать или не создавать РПУ на своей территории. Федеральное агентство по рыболовству имеет полномочия только по согласованию данного перечня и не имеет полномочий обязывать субъект РФ включать в перечень тот или иной РПУ.
    Законодательством РФ не урегулировано где могут или не могут создаваться рыбопромысловые участки. Поскольку создание РПУ находится в ведение субъекта РФ, следовательно, второй вопрос может быть вынесен на областной референдум.
 
     Касательно невозможности учета мнения граждан при выборе ими двух разных ответов на вопросы референдума, то этот довод нельзя принять во внимание. При любом голосовании существует процент "непонимающих" людей. Однако законодательством о референдумах предусмотрен значительный период для агитации по вопросам референдума, в ходе которого члены инициативной группы будут разъяснять сущность каждого вопроса до жителей области.
 
    Помимо вышеизложенного, обращаем внимание на успешный опыт проведения референдумов в других регионах Российской Федерации. Например, в 2008 году в Сасовском районе Рязанской области на местный референдум был вынесен вопрос "Считаете ли Вы необходимым размещение производства фенолформальдегидных смол на территории Сасовского района?". Референдум состоялся, результаты признаны избирательной комиссией, не оспорены  в судах. Данный вопрос также касается размещения \ осуществления хозяйственной деятельности на территории района, хотя, казалось бы, это также урегулировано федеральным законодательством (в частности, предоставление земельных участков для осуществления деятельности регулируется Земельным кодексом РФ). Промышленное рыболовство – такая же хозяйственная деятельность и граждане – жители Сахалинской области имеют право решать где осуществлять ее, а где нет.
 

 

28 ноября 2012 года

Уполномоченные представители инициативной группы:

Председатель                                         Тюкавин К.В.

Секретарь                                               Лисицына Н.А.